Звоните нам по номеру:
+7 (4812) 30-23-43
Бесплатный звонок по России
+7 (4812) 62-01-27
Региональный оператор Смоленской области АО "Спецавтохозяйство"

Мусорная реформа. Причины и преимущества появления федерального мусорного оператора


На сайте Общественной палаты РФ опубликован развернутый доклад, в котором проанализирована текущая ситуация в сфере обращения с отходами, с выводами и вариантами решения проблем с упором на переработку ТКО, а также предложениями по учету общественного мнения. Доклад объясняет причины создания Российского экологического оператора и преимущества его деятельности.

Межведомственная конкуренция между Минприроды, Минстроем и Минпромторгом приводит к отсутствию координации в области регулирования сферы обращения с отходами, говорится в пояснительной записке к 173-страничному документу под названием «Анализ эффективности мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов и предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки указанных отходов». Так, Минприроды тратит средства экологического сбора на снижение негативного воздействия на окружающую среду хотя суть этих средств в другом, а именно, в утилизации товаров, которые утратили потребительские свойства.

Авторы доклада определили список главных проблем отрасли. Он включает:
новые объекты обработки и утилизации отходов не строятся, а те, что создаются не имеют высокотехнологичных решений;
отсутствие гармонии в нормативно-правовых актах;
вторсырье в хозяйственный оборот не вовлекается;
нет научного подхода к безопасному размещению отходов и рекультивации полигонов
средства экологического сбора расходуются не на те цели;
нет стимулирования спроса на продукцию из вторсырья;
отсутствует единый подход к утилизации и обезвреживанию отходов 1–2 класса опасности;
субъекты формально подходят к разработке терсхем, а регоператоры, снижая инвестзатраты, используют дешевые и низкотехнологичные решения;
тарифы регоператорам не учитывают интересы участников рынка;
тарифная политика субъектов РФ не позволяет создать высокотехнологичную инфраструктуру;
регионы планируют создать механизированную сортировку и полигоны, что не привлекает крупный бизнес и не решает задачу возвращения вторсырья в производство;
у субъектов нет региональных программ обращения с отходами, которые дают гарантии инвесторам и регоператорам. Закон выполняется формально: выбрать регоператоров, перевести услугу в разряд коммунальных.
Эффективный путь решения проблем, как считают авторы доклада, создать компанию с государственным участием — единого федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами. Утилизационный и экологический сбор направить на строительство инфраструктуры и развитие технологий обработки, утилизации и обезвреживания.

Такой компании под силу гармонизировать законодательство, унифицировать единые требования ко всем классам отходов, контролировать трату средств утилизационного и экологического сбора, обеспечить государству доход от переработки вторичных ресурсов и прийти к снижению тарифов для населения по удалению отходов.

Напомним, 14 января Владимир Путин подписал указ «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Читать полностью…